|
Краевед
|
||||||||||
Руководители кружка: Гузанова З.Б.
Меликян О.К.
|
Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль "провинции", когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь "близких" людей--земляков и членов семьи, изучение повседневности- обыденной жизни с живыми подробностями. Уровни краеведческой работы Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях ( в реальной школьной практике они естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое "поле" познавательной деятельности школьников). Во-первых, получение учащимися "готовых " знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Во-вторых это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условие для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных государственных музеев, ресурсы Интернета. Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков ученических научных обществ слушателей факультативов. В работе нашего кружка мы используем первый уровень в начальной школе и второй уровень в основной школе. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин.
Проектно-исследовательские работы:
Руководители проектов: Меликян О.К. Гузанова З.Б. Дахтлер М.В.
План работы кружка «Краевед» на 2010-2011 учебный год МОУ ООШ ст.Черноярской
Направление К столетию школы МОУ ООШ станицы Черноярской
Сентябрь I -II неделя:Поиск фотографий выпускников, начиная с 1945 по 1990 годыIII -IVнеделя:Подбор и обработка фотоматериалов (сканирование, рестоврация) Октябрь I -II неделя:Сбор информации о педагогах и династиях III -IVнеделя:Сбор информации о директорах школы Ноябрь I -II неделя:Обработка собранного материала, оформление стендов для создания будущего музея. Декабрь I -II неделя:Использование собранного материала для презентации и исследовательских работ участников кружка «Краевед», участие в республиканском конкурсе «Мой Иристон» Январь I -II неделя:Заседание актива кружка «Краевед» по результатам участия в конкурсе «Мой Иристон» Февраль I -II неделя:Разработка проекта к урокам «Природа Осетии» III неделя:Будущее моей станицы Подведение итогов. Март I неделя:Экскурсия к памятнику – кургану установленному на мести гибели Моздокской казачьей сотни при столкновении с войсками Шамиля II неделя:Запись легенд о больших людях, необычных событиях Апрель I -II неделя:Оформление фотоэкспозиции стенда «205 лет станице» III -IVнеделя:Семинар для классных руководителей о способах организации КД Май I неделя:обработка комплекса краеведческих материалов, проектно- исследовательских работ к празднованию столетия школы. II неделя:Отражение на школьном сайте краеведческих материалов из фонда кружка.
2007-08 Ст. Черноярская – одна из старейших казачьих станиц. Здесь почти всегда жили потомственные офицеры, люди образованные, прославившие родные места, не раз проявившие отвагу и доблесть в ратных подвигах. В школе станицы свято чтят память предков, помнят обычаи своего народа. В целях патриотического воспитания и продолжения традиции на протяжении многих лет ученики во главе с учителями занимаются поисковой работой по краеведению. Результаты нашей совместной работы – это папки, фотоальбомы, которые наглядно рассказывают об истории ст. Черноярской и ее жителях. Неоценимую услугу в этих поисках нам оказывают местные жители. Фотографии, переписка военных лет, личные воспоминания – всем этим охотно делятся станичники. Особую благодарность мы хотели бы выразить Г. Г. Габоцеву, (этот человек долгие годы возглавлял нашу школу, стоял у истоков поисковой работы по истории станицы) и Н. М. Тотоевой (учитель русского языка и литературы), ее воспоминания, фотографии позволили восстановить историю школы. В свое время, будучи классным руководителем, Кибирова Л. Р. вместе со своими учениками начала переписку с бывшим выпускником нашей школы, автором очерков о ветеранах ВОВ и тыла Ю. К. Запоевым. Информация, предоставленная Ю. К. Запоевым из личных архивов, внесла весомый вклад в нашу работу. Переписка с Ю. К. Запоевым, а также Ю. Н. Хороевым, продолжается по сей день. Каждый классный коллектив нашей школы занимается поисковой работой. Возглавляет эту работу человек, неравнодушный к истории станицы, ратующий за то, чтобы наши дети знали как можно больше о станице и ее жителях Гузанова З.Б. Благодаря ее усилиям и стараниям учащихся под руководством классных руководителей в нашей школе создан мини – музей (к сожалению, у нас нет помещения, для размещения всех экспонатов и материалов, собранных в ходе поиска). Всю собранную информацию мы разместили на стендах и в фотоальбомах, которые ребята могут видеть в фойе школы. Это стенды, посвященные ветеранам ВОВ. Слава предков, с малолетства не дававшая покоя мальчишкам – станичникам, да белая зависть к былым подвигам прадедушек, подвигли повзрослевших ребят, учится служить Отечеству. И в наше время немало ребят отмечены за ратный труд в деле служения Отчизне. Этим ребятам посвящен следующий наш стенд. Здесь фотографии современных защитников, благодарственные письма их родителям за воспитание сыновей. Благодаря стараниям Гузановой З. Б. в школе появился прекрасный выставочный стенд «След войны в моей семье». Одна половина стенда оформлена репродукциями картин на военную тематику знаменитых художников, другая – рисунками ребят на ту же тему. Вместе со своими подопечными Еременко И. А. оформила раскладушку «Сын Осетии» о Ю. К. Запоеве. Благодаря поисковой работе ребят появилась еще одна раскладушка «Знай героев – земляков, в которой дан материал о героях ВОВ нашей станицы. Конечно, в своей работе, мы не могли, вспоминая о тяжелых годах ВОВ, забыть о тружениках тыла. Кропотливую работу по сбору материала на эту тему проделали бывшие воспитанники нашей школы во главе с классным руководителем Дахтлер М. В.. Результатом этой работы стал фотоальбом «Трудармейцы ст. Черноярской». В фотоальбоме «След войны в моей семье» Гузанова З. Б. собрала сочинения ребят, исторические документы (письма, похоронки, фотографии военных лет, которые жители станицы передали в наш музей). Вместе со своими учениками, нынче выпускниками школы, Ахметовой С. В. Был подготовлен фотоальбом «Мои станичники в годы войны». Совместно с администрацией сельского совета, мы восстановили историю и создали Паспорт памятникам героям ВОВ, за которым ухаживают ученики нашей школы под руководством Ениной Н. И. Благодаря инициативе школьного коллектива и жителей станицы, мы хронологически проследили и отразили на стендах историю станицы, историю создания нашей школы, которой в этом 2007 – 2008 учебном году исполняется 96 лет. Фотографии, представленные нам (а это снимки 1934 и последующих годов), позволяют прикоснуться к великой истории нашего народа и истории нашей маленькой станицы. Многие выпускники нашей школы стали знаменитыми и уважаемыми людьми, мы гордимся ими. Собранный материал по краеведению используется на уроках ТКО, на внеклассных мероприятиях в нашей школе. Мы не остановились на достигнутом. Поиск продолжается, мы продолжаем эту работу, т.к. считаем ее приоритетной в деле воспитания молодежи. На своих классных часах, внеклассных мероприятиях классные руководители знакомят детей с историей нашей Республики, с ее символикой, памятными и культурными местами в Осетии. Мы проводим конкурсы стихотворений осетинских поэтов, рассказываем о героическом и трудовом прошлом и настоящем осетинского народа. «Без прошлого нет будущего» - эти слова стали лейтмотивом в нашей работе.
И пусть не легок этот путь и где-то каменист, Но подводя итог прошедших буден, Мы снова начинаем новый лист, И верим в новый день, который завтра будет.
http://narod.ru/disk/4765770001/vozrojdenieosetii.rar.html http://narod.ru/disk/4767036001/zadachi.rar.html http://narod.ru/disk/4763635001/bogatstvoosetii.rar.html http://narod.ru/disk/4761788001/2vekastaniz.rar.html
|